Обряд «крещение и похороны кукушки»

Обряд «крещение и похороны кукушки»

Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Этнографы единодушны во мнении, что хороводные развлечения русских наиболее полно разворачиваются на Троицу, в течение недели, предшествующей празднику, а также недели, наступающей после него.
Празднование Троицы неразрывно связано с березой: березу завивали, развивали, украшали лентами. Женщины и девушки кумились попарно. При этом под кумовством подразумевалось духовное родство.200906141003411 Обряд «крещение и похороны кукушки»20081110092137 225x300 Обряд «крещение и похороны кукушки»20081111083944 300x240 Обряд «крещение и похороны кукушки»
Широкое распространение имел обряд «крещения и похорон кукушки». В определенный день (сроки могли меняться в разных областях) бабы и девки уходили в рощу. Там на поляне располагались вокруг березы, а в иных местах — вокруг растения «кукушкины слезы», желающие «покумиться» вешали свои кресты на березу или на два крестообразно воткнутых над кукушкиными слезами прута. Все участницы гулянья пели песни, решившие покумиться подруги целовались сквозь кольцо шнурка нательного креста и обменивались крестами. После кумления молодежь угощалась.
Марина Михайловна Громыко, автор книги «Мир русской деревни», считает, что название обычая «крестить кукушку» происходит от названия растения «кукушкины слезы» (вид столетника).
В Ростовском уезде Ярославской губернии девушки брали с собой в лес яйцо, «куличку» и маленький моток ниток, выпряденный обязательно в Великий четверг. Желающие покумиться девушки вдвоем заплетали одну косу из трех веток молодой березки, вплетая в нее разноцветную ленточку. Косу перевязывали нитками из четвергового моточка. Такое переплетение из веток называлось мотушкой. Девушки приговаривали: «Кукушка, кукушка, сбереги мою мотушку».
В хороводно-игровой комплекс Щигровского уезда Курской губернии (у экономических крестьян) в середине XIX века тоже входило «крещение кукушки». На вешнего Николу (9 мая) «опалывали кукушку»: девушки и женщины с песнями шли в лес, находили растение кукушку и под специальную песню пололи траву вокруг нее, затем вырывали растение с корнем и «наряжали как куклу».
Во второй части цикла, на Духов день, одетую кукушку несли с песней в лес, где сплетали венком верхушки двух берез. Затем кумились. Угощались, пели песни.
В селе Овстуг Брянского уезда в Троицын день крестьянские девушки собирались в роще, где вырывали молоденькую березку и украшали ее лентами и косниками. На самой вершине березы привязывалось растение кукушка. Девушки кумились. Потом молодое деревце с кукушкой на вершине девушки несли в укромное место, стараясь быть никем не замеченными, сажали березку, загадывая при этом на одну из девушек: примется березка — выйдет девушка замуж.
На Орловщине девушки макушки двух берез связывали «оборочкой», то есть поясом, вешали на березы снятые с себя кресты, траву подорожник, называемую здесь кукушкою, и ленты. Затем девушки сходились и расходились у березок с песней, поцеловавшись, попарно обменивались крестами. После угощались и гуляли.
Анна Строк, сотрудник методического центра при департаменте культуры Калужской области, сообщает по результатам экспедиций, что до сего дня в селах Жиздринского и Людиновского районов ходят девушки кукушечник справлять.
Старушки рассказывают, что в день отдания Пасхи девушки делали вскладчину двух кукол — девушку и парня. Кукол одевали в соответствии с обычаем и прикрепляли к ветке ели. На Вознесение с песнями шли на опушку леса к двум молодым березкам. На этот обряд допускались и парни. Ветку с куклами втыкали между двух берез, обвивали кукол вышитым полотенцем — крестили. Вторым свивали верхушки берез — это кумы. Над куклами девушки кумились: «Давай, кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться». Кукол с «кукушечника» использовали потом во время хороводных игр.
В другой части сел Людиновского района, а также в Кировском и Куйбышевском районах кукушку хоронили. На рубеже XIX—XX веков этнографы С. В. Максимов, Е. Н. Елеонская отмечали этот обряд как отживающий.
Технологию изготовления кукол, так называемых скруток, Анна Строк описывает подробно. Они делались из холста, кусков ветоши, скрученных и перевязанных ниткой. Делались и набивные куклы из холста и соломы, ветоши и опилок. Такую куклу обычно пеленали. Куклу с ручками и ножками из прутиков одевали как женщину или невесту.
Если куклу-«кукушку» хоронили в гробике, то девушки накануне вечером оставались ночевать в доме, где делали куклу. Они укладывали куклу в гробик, голосили, как по умершей. Рано утром на Вознесенье брали с собой яйца или яичницу, сало, лепешки и квас и потихоньку выходили за околицу. На заранее выбранное место рядом со ржаным полем и одиноким дубом девушки со скорбным видом, имитируя похороны, приносили гробик.
Кукушку крестили, троекратно окропив святой водой, либо крепили кукушку на ветки дуба и разводили огонь так, чтобы дым от костра шел на куклу.
После хороводов кукушку хоронили, чтобы посторонние глаза не видели. Выкапывали ямку. Куклу в гробике или в тряпице опускали в землю и зарывали. Место утаптывали, чтобы незаметно было, и присоединялись к прочей молодежи, гуляющей на «шостое».
На Троицу или Духов день девушки ходили справляться, не разорена ли могилка парнями. Если земля не тронута, значит, год будет урожайным и на хлеб, и на свадьбы.
Мы видим, что территориально обряды, включающие крещение или похороны кукушки, распространены в южной части России. Их сопоставление позволяет нам выделить основные компоненты обрядов: березы, обязательное участие девушек, попарное кумление, загадывание на плодородие и свадьбу, образ «кукушки».
Береза почитается славянами с дохристианских времен как священное дерево. Во время обряда кумления березы пригибали верхушками вниз, возможно соотнося это действие с образом священной березы, растущей вниз ветвями.
Песни в честь Лады исполнялись с начала весны, на Фоминой неделе, то есть Красной горке, на Семик, Троицу и на Духов день. Особенно выделялись «зеленые Святки»:

Благослови, Троицына Богородица,
Нам в лес пойти,
Нам венки завивать!
Ай, Дидо, ай, Ладо!

В песнях, посвященных Ладе, аграрная тематика часто переплетается с брачной.
Лáда и Лéля, мать и дочь, — богини оживающей и рождающей природы. Им родственны греческие Демéтра иКора-Персефóна. Б. А. Рыбаков пишет: «Эта пара много древнее, так сказать, исконнее, чем античные мифы и фольклорные реминесценции, и она ведет нас к паре охотничьих рожаниц, тоже являющихся матерью и дочерью. Но здесь мы имеем дело с рожаницами уже аграрными, связанными не с приплодом зверей, а с вегетативной силой весеннего расцвета растительности вообще и хлебных злаков в частности».
Возвратившаяся, воскресшая дочь — воспреемница матери.
Владимир Иванович Даль толкует слово кумá как воспреемница, состоящая с кем-либо в духовном родстве.
Именно поэтому на Троицу, праздник, посвящаемый издревле двум богиням, девушки попарно кумились. Девушки загадывали — просили богинь о плодородии земном, о свадьбе, о благополучном рождении детей.
Образ кукушки требует особого рассмотрения. Смысл обрядов, бытовавших в XVIII веке, к XIX веку в России был уже частично утрачен. Участники обряда старались заново осмыслить, наполнить действие понятным содержанием.
Образ кукушки связывали с птицей кукушкой, с растением кукушкины слезки и другими растениями. Это позднейшее переосмысление обряда.
Кукушка связана с образом Лели — Ляли. Этому имени близки слова ляля, лялька — ребенок, дитя, кукла, игрушка; лелеять — бережно носить ребенка; люлька — детская колыбель; лелека — аист, с которым связано поверье о том, что он приносит детей.
«Леля, Ляля могла быть почти нарицательным обозначением дочери», — отмечает Б. А. Рыбаков.
Кукушка — это и есть кукла, дитя, сгусток энергии, в котором зарождается жизнь.
Фасмер считает, что предположение об исконно славянском происхождении слова кукла неприемлемо, как и его родство со словом кука — кулак.
Однако заглянем в словари.
В санскрите kucatiсжиматься, искривляться, kucasженская грудь. Болгарское «кука» — крюк, костыль.
Ф. Г. Преображенский показывает, что корень -кука в словах докука, скука, скучать, докучать родственно «кукать» — горевать. Кукса — тот, кто хандрит, то есть искривляет черты лица, искажает свое энергетическое поле.

Кýкиш — это особым образом сжатая в кулак ладонь, указательный палец сгибается в виде крючка.
Всем хорошо знакомо слово «куколка» как обозначение кокона, одной из стадий развития бабочки. Кокон, как пишет В. И. Даль, — это «кожушок шелковичной гусенички, кутанка, запрядка, в которой лежит личинка шелковичного сумеречника».
Кукóль — род капюшона, в который закутывается голова.
Сербохорватское кукýль — повойник (женский головной убор). Болгарское кукличка — род шапки.

В калужских и орловских говорах куклой называют завертку, закрутку в хлебе, завой колосьев знахарем, колдуном, на порчу или гибель того, кто снимет куклу.
В псковских говорах кукла — это около 20 фунтов чистого льна в связке.
Общее значение всех этих слов — нечто изогнутоескрученноеспряденное.
Теперь вспомним, как делали кукол в старину крестьянки. Их скручивали, сгибали, сворачивали из куска ткани, запеленывали, связывали ниткой или ленточкой. Называли их скрутками, закрутками.
Растение кукушку во время обряда наряжали как куклу. Девушки Ростовского уезда делали мотушку из веток, ниток и лент. Выпряденная нить, ткань — это сгусток энергии, результат труда многих людей. Вероятно, более древнее название мотушки — кокон, кукла — трансформировалось в кукушку, которую просят сберечь мотушку.
Кукла, считает Пропп, — это канал общения человека с миром богов, духов и предков — покровителей рода. Такое общение может произойти только в отсутствие посторонних, поэтому девушки свои обряды совершали тайком, на границе поля и леса, около дуба — священного дерева Перуна.
Русский архаичный обряд похорон куклы-кукушки близок к греческим мистериям, изображающим похищение Персефоны. Мы ощущаем единство двух дочерей великих богинь — двух богинь весны и любви, которые уходят в другой, подземный мир. На это указывает участие земли в обрядах: опалывание кукушки, выкапывание с корнем растения или травы, именуемой кукушка, посадка березы, закапывание куклы в землю.
Похороны кукушки мы можем связать с мотивом жертвы и выкупа. Для крестьянской девушки, будущей жены, матери, самым главным этапом жизни после замужества было рождение ребенка. Роды могли пройти нормально, могли быть и тяжелыми. И женщина, и ребенок во время родов находились на границе жизни и смерти. Самым большим счастьем женщины было благополучное разрешение от бремени. Помоги, матушка Лада, дитя родить здоровеньким, а мы тебе взамен подарим лялечку, куколку — кукушку, скруточку.
Кукла может быть той жертвой, которую приносили богиням-рожаницам, покровительницам рода человеческого.
Мы можем сказать, что троицкий обрядно-хороводный комплекс включал в себя древнейший обряд жертвоприношения, связанный с поклонением богиням Ладе и Леле. Этот обряд дожил в измененном виде до наших дней — в виде обряда крещения и похорон кукушки.

Источник:  Ерёмина О.А. и этот сайт

 

Мой блог находят по следующим фразам

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
twitter mini Обряд «крещение и похороны кукушки»vk mini Обряд «крещение и похороны кукушки»fb mini Обряд «крещение и похороны кукушки»buzz mini Обряд «крещение и похороны кукушки»lj mini Обряд «крещение и похороны кукушки»moymir mini Обряд «крещение и похороны кукушки»
Общайтесь со мной:
twitter full Обряд «крещение и похороны кукушки»fb full Обряд «крещение и похороны кукушки»moymir full Обряд «крещение и похороны кукушки»

Related posts:

  1. Мастер-класс по изготовлению Обереговой куклы.